Журнал «Кузнечная мастерская» №3
ДИРИГЕНТ УКРАИНСКОГО БАРКО
Наш новый рассказ – о человеке, которого вы, наверное, уже встречали на своем пути. Ее работы невозможно обойти, его не спутаешь с другими мастерами, его металл становится украшением как скромной, так и величественной архитектуры. Слово сегодня – члену – корреспонденту УАА, Мастеру и Учителю – господину Богдану Новосельскому.
1. Сонет монументальности
„Здесь был полный дом колес от трактора Т-150, следовательно, мы целый месяц делали ремонт, установили горна и начали с этого молотка. Потом поняли, что нам становится тесно, потому что одна часть работ – здесь, другая – дома, во дворе, в кузнице «12×10». Сложно было…” – Так началось наше знакомство с “Кузнечными мастерскими” Богдана Новосельского. И уже с первых шагов стало ясно, какой труд был вложен в эти мастерские за многие годы. О таких людях говорят – „заботливый и неутомимый Хозяин”. Это – его жизнь. А она неотделима от жизни всей кузнечной семьи. ”
…Папа мне помогал. Он – кузнец , большой талант имел к слесарному делу, которое мне и передал», – продолжает Мастер. А через несколько минут выясняем, что и дед, и прадед не были безразличны к кузнечному делу.
Неудивительно, что уже и сын его, Владимир, перевелся на заочное отделение финансовой академии и направился в отцовскую кузницу. Сегодня отец с любовью и уважением называет его «старик».
Имеет господин Богдан историческую реликвию – пневмомолот. Если для кого-то время исчезновения советских рублей стало концом «планового хозяйства», то для хозяев нового Богдана Новосельского он был началом — новый молот приобрели на все семейные средства (10 000 рублей) у директора сахарозавода. Поэтому и фундамент под него делали на совесть – 4,5 м х 2,5 м, поэтому даже бетон стал золотым. Хотя ждать этого пришлось, за неимением денег, больше десяти лет. С тех 80-х годов много воды утекло.
“… Учились бизнесу, менеджменту, экономике, как это все сейчас называется. И сегодня все это легло на плечи моего Володи, а на мои – дизайн и само производство. Наша мама тянет бумаги, документацию, РЭС, налоговую, охрану труда, соцстрах… Время требует постоянного движения. Например, что такое современный состав? Это должно быть идеальное помещение, куда приходишь и берешь в нужном месте нужный винтик. Заведующий составом должен встретить, грамотно посоветовать заказчику, интеллигентно и профессионально поговорить… И дизайнеры у меня еще должны подтягиваться, чтобы уловить мои замыслы. Пока я сам рисую, набрасываю, а они уже прорабатывают для подачи заказчику. Всего работает 45 человек. Новенького испытываем месяц, если толковый – будет работать. Неинтересно и неперспективно держать человека, способного только шлифовать и чистить…”
Хозяин Богдан Новосельский всегда в поиске – и творческом, и хозяйском. Вот и сейчас планирует сделать на зиму современное окрашивающее помещение, с освещением и подогревом. И постепенно, на глазах, бывшие механические мастерские сельхозхимии превращаются в кузнечную ячейку. Даже оставленная кран — балка сегодня «играет на руку» мастерам, потому что чем еще можно поднять ворота высотой 6,5 м?
Постоянная эволюция внутреннего мира сказывается на произведениях, которые становятся проводниками в гармоничное окружение, которое формируется и меняется вместе с Мастером: «Сегодня уже есть мой заказчик. С одной стороны, он вырос творчески: знает, что такое машинная работа, а что такое ручная, и готов ее воспринимать, объяснить ее функциональность. С другой стороны, когда фирма уже держит свою марку, нужно ее держать. Одну работу проделаешь плохо – это повлечет за собой ряд ненужных вещей. Я стараюсь работать и подавать работу так, чтобы она нравилась всем – от крестьянина до академика. Даже когда заказчик диктует свои условия — «мне делай густо», все равно пытаюсь это «густо» соединить с какой-то грамотой. Простейшие работы тоже должны выглядеть хорошо, да и проектировать простую работу тяжелее всего, потому что нужно минимальными средствами показать красоту. Заказывают все, хотя я держу ориентир на монументальность, она мне ближе к архитектуре. С удовольствием наблюдаю, что самые яркие представители украинского кузнечного дела сегодня идут каждый своим путем. Я охотно поделюсь с профессионалами своим достоянием, но – с профессионалами. С кузнецом с улицы, который пришел только чтобы знать тайну, даже общаться не хочу — он ничего не сделает. Иногда смотришь – наша композиция, отработанная совсем другими материалами – это совсем другая работа. Наглая, гадкая, гадкая работа. Испытываешь удовольствие: даже копировать – и не умеют”…
Работу Мастер разбивает на этапы: сначала показывает каталоги, чтобы понять вкус заказчика. Затем – какую сумму он может заплатить. После этого – выезд на объект, съемки, замеры и – гармоничное сочетание с архитектурой.
Богдан каждый дом прорабатывает так, будто сам живет в нем. Красиво совмещает камень с металлом. Категорически отказывает заказчику от использования искусственных материалов: плитки, прессованного кирпича. Предпочитает природные материалы, краски обработанного природного камня. Соблюдает большие формы, которые гораздо труднее обрабатывать технически. Работает с булыжником 32 мм, ведь в экстерьере он имеет лучший вид, чем кругляк 12 -14 мм. Планирует Богдан больше работать со стеклом, и для сочетания стекла с металлом необходима безупречная техническая подготовка собственных воспитанников. Итак, предстоит еще много труда.
Сейчас у Богдана Новосельского есть заветная мечта – создать собственную школу и подтянуть ребят. Ведь легче молодого научить, чем старика переучить. Ибо между теорией и практическим обучением должна быть определенная гармония. Уже второй год учатся ребята «Кузнечных мастерских» Богдана Новосельского на заочном отделении факультета художественной ковки при Черновицком университете, на базе Вижницкого колледжа. Поддержки от государства господин Богдан не ждет, хотя надеется на благоприятные законы для профессионального развития молодежи: “В свое время у меня была проверка налоговой, и спрашивают почему ученики оформлены на полставки. Но ведь это не рабочие, говорю, а ученики, которые только начинают что-то крутить. Я вам через год дам десять рабочих мест или сейчас нагоню ребят с работы, потому что на банкротство сознательно не пойду, оформляя их на полную ставку. Меня поняли….”
Создание собственной школы мастер начал с диалога. Рассматривается вопрос композиции – участвует весь коллектив, выслушиваются и разбираются «по косточкам» все замечания: там потерян центр, здесь потерялась пропорция. А после этого сам становится к работе, исправляет и снова учит.
Есть у господина Богдана и выставочный зал, который тоже может многое рассказать и о Мастре, и о развитии его творчества. Подавая эскизы, фотографии готовых работ, макеты в компьютере, Богдан понял: нужно представлять работу в материале, потому что именно естественное прикосновение к металлу дает ощущение завершенности. Образцы делают за счет фирмы, но оно того стоит. Работать над более серьезным заказом становится легче, потому что заказчик видит, как выглядит материал. Так и создается определенная аура, рождающая и развивающая творческую концепцию.
Синтез сохранения времени и ощущения движения
Пожалуй, наш рассказ о Мастре и его «Кузнечные мастерские» был бы неполным, если бы мы не пригласили высказать свои мысли господина Николая Сарапина — Главного художника управления архитектуры и градостроительства ОГА и господина Богдана Губаля — заслуженного деятеля искусств Украины, члена НСХУ.
КМ. Господин Николай, чем интересен стиль Богдана Новосельского?
Николай . – Он это возродил, ведь кузнечное наше было уничтожено, много образцов потеряно. И это великая трагедия, потому что это были развитые вещи, отражавшие свое время. В стиле Новосельского есть синтез сохранения времени и ощущения движения, в котором мы живем. В его работах скрупулезно и грамотно сохранена история, пропорции, пластика, рациональное применение, ведь технику кузнечного искусства нужно знать досконально. XXI век кричит другими решениями о сочетании архитектуры с искусством. Архитектура пошла далеко вперед, за ней нужно успевать, развивая образ архитектора относительно времени. Техника Богдана сформирована на основе опыта, вкуса, ощущения, внутренней культуры. Он живет и переживает вместе с произведением. Каждая вещь Мастера завершена и проработана в совершенстве, каждая имеет внутреннее состояние.
КМ. Каково ваше видение синтеза архитектуры и кузнечности в Западной Украине?
Николай . – Кузнечное дело – неотъемлемая часть архитектурного искусства. Сейчас у нас сформировались ведущие группы кузнецов, поднявших украинское кузнечное положение на уровень европейского. Они уже мыслят монументально, прогрессивными категориями, и это та база, которая дает им свободу. Сегодня строительство в Украине развивается очень стремительно, и есть необходимость, чтобы кузнечное сочетание с архитектурой в едином комплексе. Кузнечные базы фирм Прикарпатья достигли масштабного, промышленного уровня, и среди них Ивано-Франковщина занимает одно из ведущих мест. Греет душу и сердце, что мастера не повторяются в творчестве. Кузнецы получили такой художественный толчок, что уже не уступают другим творческим жанрам – живописи, скульптуре, графике.
КМ. Господин Богдан, по вашему мнению, чем объясняется лидерская позиция Западной Украины в кузнечном искусстве?
Николай . – Именно здесь заложены основы общего кузнечного образования. Пройдитесь по городу – австро-венгерский модерн, сецессия. Все это не позволяет работать не ниже определенного уровня, а старт обусловлен глубокими традициями. Ведь кузнец в деревне был первой персоной после учителя и врача. Чтобы закрутить подкову, нужно было обладать определенным мастерством. Но одно дело – ремесло, другое – искусство. Много колебаний было при создании первой выставки художественной ковки: удастся ли набрать определенное количество работ. Главное была идея: выявить мастеров, показать произведения, сравнить, проследить возможные направления развития и перспективу на будущее, пообщаться. Получили огромный резонанс, о кузнечестве заговорили. Это было в 2000 году. И тогда я впервые увидел Богдана Новосельского. Он заявил о себе очень громко, уже тогда имел собственное лицо, отличался от других. Вошел ярко, с не случайными работами, со стилистикой, композиционным мышлением, особой, активно закрученной линией-волютой, органическими листочками. Сколько листочков я видел, а Богдану отличаются абсолютно. Они доведены до пластического уровня. Создается впечатление, что их вылепил скульптор, отформовал и только тогда собрал. Но это все делается кузнечными методами. За тем я вижу огромный труд и главное – «работа не пахнет потом». Именно Богдану передана эта легкость, виртуозность, когда мастер выигрывает мелодию, хотя за тем столько труда. Очень важен Богдан и особый метод обработки металла. Эта матовость гармонирует со всей композицией. Металл дышит и смотрится естественно. Этот Мастер имеет свой художественный путь, свой стержень, творческую линию, собственный поиск. Бывает так: выставка, кузнец увидел определенное направление и пытается уже по нему идти. Это те люди, которые не твердо стоят на ногах, не имеют своего вкуса, своего композиционного подхода, собственных приемов. Богдан много разных идей пробует, делает огромный отбор. Он всегда остается собой, что очень важно для личности.
У Богдана большая перспектива и солидные наработки. Имея хорошую школу, он учит, передает знания, создает творческую среду.
КМ. Иногда, пытаясь рассказать полнее о художнике, забывают о человеке, присущи именно ему черты…
Богдан Губаль. – Яркая деталь: он остается достаточно скромным человеком, тактичным, добрым и порядочным, он очень человечен.
Николай Сарапин. – Это крупный организатор кузнечного дела. Он сплачивает вокруг себя людей творческих, имеющих индивидуальность, ему не безразлично, кто у него работает, потому что это сказывается на работах. Отдав ребят из своего города в учебу, он ожидает, что они придут с новыми мыслями, с энергией, перспективными заявками, которые смогут убедить его как учителя.