Журнал «Кузнечная мастерская» №3
ДИРИЖЕР УКРАИНСКОГО БАРОККО
Наш новый рассказ — о человеке, которого вы, наверное, уже встречали на своем пути. Ее работы невозможно обойти, его не спутаешь с другими мастерами, его металл становится украшением как для скромной, так и для величественной архитектуры. Слово сегодня — члену — корреспонденту УАА, Мастеру и Учителю — господину Богдану Новосельского.
1. Сонет монументальности
«Здесь была полная хата колес от трактора Т-150, так что мы целый месяц делали ремонт, установили горна и начали с этого молотка. Потом поняли, что нам становится тесно, потому что одна часть работ — здесь, другая — дома, во дворе, в кузнице «12 × 10». Сложно было … «- так началось наше знакомство с» кузнечной мастерской «Богдана Новосельского. И уже с первых шагов стало ясно, какую работу было вложено в эти мастерские за многие годы. О таких людях говорят — «заботливый и неутомимый Хозяин». Это — его жизнь. А оно неотделимо от жизни всей кузнечного семьи. »
… Папа мне помогал. Он — кузнец, большой талант имел в слесарном деле, которое мне и передал «, — продолжает Мастер. А через несколько минут выясняем, что и дед, и прадед небыли равнодушны к ковки.
И не удивительно, что уже и сын его, Владимир, перевелся на заочное отделение финансовой академии и отправился в папиную кузню. Сегодня отец с любовью и уважением называет его «старый».
Имеет господин Богдан историческую реликвию — пневмомолот. Если для кого-то время исчезновения советских рублей стал концом «планового хозяйства», то для хозяйственных Богдана Новосельского он был началом — новый молот приобрели на все семейные средства (10 000 рублей) у директора сахарного завода. Поэтому и фундамент под него делали на совесть — 4,5 м х 2,5 м, поэтому даже бетон стал «золотым». Хотя ждать этого пришлось, за неимением денег, более десяти лет. С тех 80-х годов много воды утекло.
«… Учились бизнеса, менеджмента, экономики, как это все сейчас называется. И сегодня все это легло на плечи моего Володи, а на мои — дизайн и само производство. Наша мама тянет бумаги, документацию, РЭС, налоговую, охране труда, соцстрах … Время требует постоянного движения. Например, что такое современная кладовая? Это должно быть идеальное помещение, куда приходишь и берешь в нужном месте нужен шрубчик. Заведующий должен встретить, грамотно посоветовать заказчику, интеллигентно и профессионально поговорить … Да и дизайнеры у меня еще должны подтягиваться, чтобы уловить мои замыслы. Сейчас я сам рисую, накидываю, а они уже прорабатывают для подачи заказчику. Всего работает 45 человек. Новенького испытываем месяц, ежели толковый — будет работать. Неинтересно и неперспективно держать человека, который способен только шлифовать и чистить … »
Хозяин Богдан Новосельский всегда в поиске — и творческом, и хозяйском. Вот и сейчас планирует сделать на зиму современное помещение для покраски, с освещением и подогревом. И постепенно, на глазах, бывшие механические мастерские сельхозхимии превращаются в кузнечный очаг. Даже оставленная кран — балка сегодня «играет на руку» мастерам, потому что чем еще можно поднять ворота высотой 6,5 м?
Постоянная эволюция внутреннего мира сказывается на произведениях, становятся проводниками в гармоничное окружение, которое формируется и изменяется вместе с Мастером: «Сегодня уже мой заказчик. С одной стороны он вырос творчески: знает, что такое машинная работа, а что такое ручная, и готов ее воспринимать, объяснить ее функциональность. С другой стороны, когда фирма уже держит свою марку, то надо ее держать. Одну работу сделаешь плохо — это повлечет за собой ряд ненужных вещей. Я стараюсь работать и подавать работу так, чтобы она нравилась всем — от крестьянина до академика. Даже когда заказчик диктует свои условия — «мне делай проще», все равно стараюсь это «проще» совместить с какой-то грамотой. Простейшие работы тоже должны выглядеть красиво, и проектировать простую работу труднее, потому что нужно минимальными средствами показать красоту. Заказывают все, хоть я держу ориентир на монументальность, она мне ближе к архитектуре. С удовольствием наблюдаю, что самые яркие представители украинского кузнечного сегодня идут каждый своим путем. Я охотно поделюсь с профессионалами своими достижениями, но — с профессионалами. С кузнецом «с улицы», который пришел только чтобы «знать тайну», даже общаться не хочу — он ничего не сделает. Иногда смотришь — наша композиция, отработана совсем другими материалами — это совсем другая работа. Наглая, гадкая, дрянной работа. Испытываешь удовольствие: даже копировать — и то не умеют «…
Работу Мастер разбивает на этапы: сначала показывает каталоги, чтобы понять собственный вкус заказчика. Потом — какую сумму он способен заплатить. После этого — выезд на объект, съемки, замеры, и — гармоничное сочетание с архитектурой.
Господин Богдан каждый дом обрабатывает так, будто сам живет в нем. Красиво сочетает камень с металлом. Категорически отказывает заказчика от использования искусственных материалов: плитки, прессованного кирпича. Предпочитает естественным материалам, цветам обработанного природного камня. Придерживается больших форм, гораздо труднее обрабатывать технически. Работает с булыжником 32 мм, ведь в экстерьере он выглядит лучше, чем кругляк 12 -14 мм. Планирует господин Богдан больше работать со стеклом, и для соединения стекла с металлом необходима безупречная техническая подготовка собственных воспитанников. Итак, впереди еще много работы.
Сейчас Богдан Новосельский имеет заветную мечту — создать собственную школу и подтянуть ребят. Ведь легче молодого научить, чем старого переучить. Потому что между теорией и практическим обучением должна быть определенная гармония. Уже второй год учатся ребята «Ковальских мастерских» Богдана Новосельского на заочном отделении факультета художественной ковки при Черновицком университете, на базе Вижницкого колледжа. Поддержки от государства господин Богдан не ждет, хотя надеется на благоприятные законы для профессионального развития молодежи: «В свое время у меня была проверка налоговой, и спрашивают -почему ученики оформлены на полставки. Но это не рабочие, говорю, а ученики, которые только начинают что-то крутить. Я вам через год дам десять рабочих мест или сейчас нагоню ребят с работы, потому что сознательно на банкротство не пойду, оформляя их на полную ставку. Меня поняли … «.
Создание собственной школы мастер начал с диалога. Рассматривается вопрос композиции — участвует весь коллектив, выслушиваются и разбираются «по косточкам» все замечания: там потеряно центр, здесь потерялась пропорция. А после этого сам приступает к работе, исправляет и снова учит.
Есть у господина Богдана и выставочный зал, который тоже может многое рассказать и о Мастере, и о развитии его творчества. Подавая эскизы, фотографии готовых работ, макеты в компьютере, господин Богдан понял: надо представлять работу в материале, поскольку именно природный прикосновение к металлу дает ощущение завершенности. Образцы делают за счет фирмы, но оно того стоит. Работать над более серьезным заказом становится легче, потому что заказчик видит, как выглядит материал. Так и создается определенная аура, рождает и развивает творческую концепцию.
2. Синтез сохранения времени и ощущение движения
Видимо, наш рассказ о Мастере и его «Кузнецкие мастерской» была бы неполной, если бы мы не пригласили высказать свои мысли господина Николая Сарапина — главного художника управления архитектуры и градостроительства ОГА и господина Богдана Губаля — заслуженный деятель искусств Украины, член НСХУ.
КМ. Николай, чем именно интересный стиль Богдана Новосельского?
Николай. — Он это возродил, ведь ковка наше было уничтожено, многие образцы потеряно. И это большая трагедия, потому что это были развиты вещи, отражали свое время. В стиле Новосельского является синтез сохранения времени и ощущение движения, в котором мы живем. В его работах скрупулезно и грамотно сохранена история, пропорции, пластика, рациональное применение, ведь технику кузнечного искусства надо знать в совершенстве. XXI век кричит другими решениями сочетание архитектуры с искусством. Архитектура пока ушла далеко вперед, за ней надо успевать, развивая образ архитектора относительно времени. Техника господина Богдана сформирована на основе опыта, вкуса, чувства, внутренней культуры. Он живет и переживает вместе с произведением. Каждая вещь Мастера завершена и проработана досконально, каждая имеет внутреннее состояние.
КМ. Каково Ваше видение синтеза архитектуры и кузнечного в Западной Украине?
Николай. — Ковка — неотъемлемая часть архитектурного искусства. Сейчас у нас сформировались ведущие группы кузнецов, которые подняли Украинский ковка на уровень европейского. Они уже мыслят монументально, прогрессивными категориями, и это та база, которая дает им свободу. Сегодня строительство в Украине развивается очень стремительно, и необходимо, чтобы кузнечное сочеталось с архитектурой в едином комплексе. Кузнечные базы фирм Прикарпатья достигли масштабного, промышленного уровня, и среди них Ивано-Франковская занимает одно из ведущих мест. Греет душу и сердце то, что мастера не повторяются в творчестве. Кузнецы получили такой художественный толчок, уже не уступают другим творческим жанрам — живописи, скульптуре, графике.
КМ. Господин Богдан, по Вашему мнению, чем объясняется лидерская позиция Западной Украины в кузнечном искусстве?
Николай. — Именно здесь заложены основы общей кузнечного образования. Пройдитесь по городу — австро-венгерский модерн, сецессия. Все это не позволяет работать не ниже определенного уровня, а старт обусловлен глубокими традициями. Ведь кузнец на селе был первым персоной после учителя и врача. Чтобы закрутить подкову, надо было иметь определенную мастерство. Но одно дело — ремесло, другая — искусство. Многие колебаний было при создании первой выставки художественной ковки: удастся набрать определенное количество работ. Главное — была идея: выявить мастеров, показать произведения, сравнить, проследить возможные направления развития и перспективу на будущее, пообщаться. Получили огромный резонанс, о кузнечное заговорили. Это было в 2000 году. И именно тогда я впервые увидел Богдана Новосельского. Он заявил о себе очень громко, уже тогда имел свое лицо, выделялся среди других. Вошел ярко, с работами, не были случайными, со стилистикой, композиционным мышлением, особой, активно закрученной линией-волюты, органическими листочками. Сколько листочков я видел, а Богдану отличаются абсолютно. Они доведены до пластического уровня. Создается впечатление, что их вылепил скульптор, видформував и только тогда собрал. Но это все делается кузнечными методами. По тому я вижу огромный труд и главное — «работа не пахнет потом». Именно в Богдана передана эта легкость, виртуозность, когда мастер выигрывает мелодию, хотя по тем столько труда. Очень важный для Богдана и особый метод обработки металла. Эта матовость гармонирует со всей композицией. Металл дышит и выглядит естественно. Этот Мастер имеет собственный художественный путь, свой стержень, творческую линию, собственный поиск. Бывает так: выставка, кузнец увидел определенное направление и пытается уже по нему идти. Это те люди, которые не стоят твердо на ногах, не имеют своего вкуса, своего композиционного подхода, собственных приемов. Богдан много разных идей пробует, делает огромный отбор. Он всегда остается собой, что очень важно для творческой личности.
У Богдана есть большая перспектива и солидные наработки. Имея хорошую школу, он учит, передает знания, создает творческую среду.
КМ. Иногда, пытаясь рассказать полно о художнике, забывают о человеке, присущие именно ей черты …
Богдан Губаль. — Яркая деталь: он остается достаточно скромным человеком, тактичным, добрым и порядочным, он очень человечный.
Николай Сарапин. — Это большой организатор кузнечного дела. Он объединяет вокруг себя людей творческих, которые имеют индивидуальность, ему не безразлично, кто у него работает, потому что это сказывается на работах. Отдав ребят из своего города к обучению, он ожидает, что они придут с новыми мыслями, с энергией, перспективными заявками, которые смогут убедить его как учителя.